Жизнь, длиною в восемь десятков

Старожил села Филипповка Василий Федорович Собко свершил в жизни все положенные для настоящего мужчины дела: посадил деревья, вырастил сыновей, построил дом.

И пусть дом он не выстроил своими руками, а только обиходил, тем не менее, деревенская усадьба Собко весьма необычна и уникальна.
Село Филипповка, куда мы приехали по приглашению его старожила, приятно порадовало особым уютом, ухоженностью и красотой палисадников. Особенно поразил один из сельских двориков на улице Комарова, где в цветущем палисаднике нашли приют большие и малые садовые фигуры. И хозяином этого сказочного палисадника оказался герой нашего сюжета Василий Собко.
Из гостеприимно распахнутой двери веранды навстречу мне вышел небольшого роста крепкий мужчина с озорной улыбкой во все лицо. Первой мыслью было, что это один из братьев Собко, известных мне по роду моей деятельности, и о котором я до сих пор не знала. Однако ответ хозяина, что он и есть Василий Федорович, то есть их отец, привел меня в изумление. А когда следом за ним на крыльцо вышла статная моложавая красавица, я была шокирована окончательно. И не переставала изумляться и удивляться этой паре, их дому, усадьбе, укладу их жизни, жизнелюбию, энергии, которой мог бы позавидовать любой 30-летний человек.
С уважением к прошлому
Василий Федорович и Лидия Дмитриевна создали пару три года назад, похоронив в один год своих спутников жизни. Но до сих пор каждый из них с теплотой и уважением говорит о прежде прожитой «той» жизни. О том, что успели сделать много хорошего, что каждый вырастил достойных детей, теперь уже внуки стали взрослыми, и есть уже правнуки. И что жизнь продолжается, а поодиночке идти по ней тяжело, тем более мужчине, как признается Василий Федорович.
– Он сам пришел ко мне свататься, – рассказывает Лидия Дмитриевна. – А я согласилась, знаем-то мы друг друга давно, приехали сюда практически одновременно, в 1972 году, как зверосовхоз здесь стали организовывать. И оба улыбаются, наслаждаясь чаепитием с гостьей в современно обставленной кухне за столом, сервированным огромной вазой самодельного хвороста, окрошкой и салатом из баклажанов. С видом из широкого окна на цветущий палисадник.
Во всем чувствовалась атмосфера умиротворенности, размеренности жизни, доброты и спокойствия.
Здоровая тяга к труду
А чего, собственно, пожилой паре волноваться, если семейные «закрома» ломятся от изобилия всевозможных запасов. В кладовой не счесть закатанных банок с салатами, соленьями и вареньями, и все – из собственного сада и огорода. Сколько было яблок и груш! А картошки накопали 70 мешков. И большая часть урожая пойдет на продажу своим же односельчанам из числа тех, кто не утруждает себя работой на земле. А этой паре, воспитанной в духе советских времен, земля как родная и кормилица. Ну, как ее бросишь, ведь зарастет бурьяном-травой. И все, чем щедра земля хасанская, у них растет и дает богатые урожаи. А труд в радость, потому что обрабатывается земля с помощью трактора, которым управляет сам Василий Собко. Да что там трактором, он и на своем автомобиле до сих пор рулит. Далеко, правда, не ездит, в основном до Барабаша и обратно. К детям в гости. И со сварочным аппаратом грамотно обращается, и столярничать-плотничать мастер. Одним словом, настоящий хозяин. А еще озорной и позитивный человек.
В красоте и радости
– Первым делом, как мы с семьей въехали в этот дом, я посадил во дворе две елки, – говорит хозяин усадьбы.
Сегодня раскидистые красавицы вдвое выше дома, а стволы едва обхватишь руками. На одной из елок, как в пушкинской сказке, сидит на ветке белочка с орешком в лапках. А чтоб ей не было скучно, хозяин «заселил» палисадник множеством зверей и птиц. Здесь фазан с натуральным фазаньим опереньем, огромный белый медведь, потешный шимпанзе, олень. А на настоящей лавочке с козырьком от дождя уселись на отдых бабушка с дедушкой – фигурки в полный человеческий рост, одетые в соответствии с их возрастом «прикиды».
– Мы из окна на кухне иногда видим, как люди, проходя мимо, машут им рукой, думая, что это мы сидим, – смеется Василий Федорович.
А что – и себе удовольствие, и людям – радость. Зимой, когда делать особо нечего, идет рукодельник в теплицу, чтоб не сорить дома, и вырезает из пенопласта свои творенья, собирает-склеивает фрагменты воедино, чтоб весной они «ожили» в палисаднике дома на сельской улице села Филипповка.
Война, сиротство, голод
Прожитые годы Василий Федорович делит на две жизни. Одна – в далеком военном и послевоенном детстве на Украине под Харьковом. Когда отец погиб на фронте, а мама умерла в войну, оставив пятерых малолетних детей сиротами. Они долго скитались сначала по родственникам, полуголодные, особо никому не нужные, зачастую беспричинно битые. Прошли детский дом, где в послевоенные годы жизнь была тоже не сахар, скитания, вынужденную дружбу с сомнительными компаниями. Из этой первой жизни осталось одно острое воспоминание: голод, одиночество.
Потом Василий вырвался из голодной Украины, добравшись на крыше вагона до родной тетки в Краснодарский край. Здесь украинский парень получил и профессию механизатора широкого профиля, и путевку в дальнейшую жизнь. Тогда, в хрущевские времена, в СССР занялись выращиванием кукурузы. И Краснодарский край был пионером в освоении технологий возделывания «царицы полей». Молодой тракторист Василий Собко неоднократно отмечался руководством за ударный труд и высокие урожаи новой полевой культуры. Молодость не знает страха и сомнений, и, когда страна позвала, ударник-земледелец с женой и маленьким сыном переехал по вербовке в Хасанский район, чтобы научить приморцев растить кукурузу. Это был 1961-й год.
– Переехали в село Мраморное, это в сторону Хасана, там был совхоз «Тальминский» мясо-молочного направления, – вспоминает Василий Федорович. – Первый год я посадил 60 гектаров кукурузы, уродилась она на славу, мне почет от начальства. На другой год посеял уже 120 гектаров, кукуруза снова отменная выросла, а перед уборкой ударил тайфун, и весь урожай оказался замытым полностью илом. Ну а потом животноводство расформировали, и организовался там зверосовхоз «Мраморный» по выращиванию норок.
Жена, которой категорически не понравилось Приморье, уехала с малолетним сыном назад на родину, а Василию пришлось остаться, иначе пришлось бы возвращать государству полученные подъемные, а таких денег, конечно же, не было. Остался, прижился, продолжая работать на земле, потом выучился на водителя, на механика по обслуживанию холодильных установок. И женился вторично, вопреки наставлениям партийного руководства (он был парторгом в совхозе) не брать в жены уроженку Кореи. И прожил со своей Розой Тихоновной, которая потом стала заслуженным учителем, в любви и согласии долгих 50 лет, вырастив и выучив двоих прекрасных сыновей.
Механик холодильных установок
Мраморное в конце 60-х как-то враз опустело. Вот тогда-то в местечке Филипповка, которое и населенным пунктом назвать было трудно, решением партии было решено основать звероводческое хозяйство.
– Здесь в те времена было СПТУ, где учились на механизаторов ребята со всего Приморья. Стояли учебные корпуса, общежитие и несколько домов для педагогов и других сотрудников училища. Село и зверохозяйство, которое назвали «Смена», строили с нуля. Работал сначала водителем, потом все время на холодильнике. Хозяйство было очень большое – шесть норководческих бригад. Была работа для людей, достойная жизнь, дружное село. Потом, где-то в середине 90-х, зверосовхоза не стало. Я ушел на пенсию и занялся личным хозяйством.
Держали Собко много всякой живности во дворе, работали на земле. Это сейчас на подворье только индюки, куры да кролики. А еще для души – несколько фазанчиков с эко-фермы Юрченко и два черных породистых поросенка.
Наследники
Обоим сыновьям – Алексею и Олегу родители дали высшее образование, и оба работают и живут неподалеку от родительского дома – Алексей руководит Барабашевским рыбоводным заводом, Олег работает лесничим в Занадворовке.
– У меня уже шесть правнуков, а внуков четверо, и они тоже имеют высшее образование и работают по профессии. И все – Собко, кроме девочек, которые повыходили замуж, – с волнением и дрожью в голосе говорит Василий Федорович, переполненный радостными чувствами отцовства.
Есть чем гордиться и чему радоваться – жизнь состоялась, пусть трудным и горьким было ее начало, полная труда и забот середина жизненного пути, за то и награда под старость лет: дом – полная чаша, заботливая спутница жизни, любовь и уважение всех многочисленных наследников украинского парня из-под Харькова Василия Собко.
Дарья ПОЛЯНСКАЯ.

Вам также может понравится

Your email will not be published. Name and Email fields are required