82-летнюю жительницу Славянки всего лишь четыре раза в неделю навещают гости.
И то исключительно по надобности. Два раза в неделю – вторник и пятницу немощную старушку навещает социальный работник, и еще два раза, уже в другие дни, приходит дальняя родственница. Галина Васильевна (имя изменено) – человек одинокий, детей с мужем не нажили, лет десять как вдовствует. Сначала сама справлялась с житейскими проблемами, потом пришлось обратиться за помощью. Только соседи думают об этой помощи несколько иначе.
Собственно, из звонка в редакцию нашей газеты мы и узнали о несладкой жизни престарелой жительницы Славянки. Несколько женщин, ее соседок, пригласили меня на чашку чая и поведали грустную историю Галины Васильевны. Говорят, что собаку на привязи лучше кормят, чем эту бабушку.
– Человек ест четыре раза в неделю, мы точно это знаем, сами пенсионерки, дома постоянно, всех видим, кто к кому ходит, – рассказывают женщины, которые второй год бьют тревогу по поводу своей соседки. – Даже если что-то принесут про запас, оно скиснет, потому что в квартире нет холодильника. Да и вообще нет ничего такого для нормальной жизни: телефона, телевизора.
И это истинная правда. Мне посчастливилось попасть в квартиру Галины Васильевны, тогда как соседи либо сами перестали ходить, поскольку их обвиняют в нечестных намерениях, либо старушка не открывает. А здесь дверь гостеприимно распахнула дальняя родственница, которая, как рассказали люди, буквально передо мной со всех ног прибежала сюда.
Пусто, почти голо, и стойкий, застарелый запах мочи – человечьей и кошачьей. Представляю, какой запах стоял в квартире до этого, если ее, как и саму бабушку, «прибрали» к моему приходу. Старушка, маленькая, усохшая, сидит на диване с матерым котом. Около дивана только тросточка, да сбоку вдалеке, – рукой не достать – ходунки. Нет рядом столика с лекарствами, каким-нибудь питьем, печеньем-кофетками, телефона, не говоря уже о тонометре. Ни радио, ни телевизора. Что делает человек длинными днями и ночами, предоставленный самому себе, в неуютной двушке, никому неизвестно. Одна отрада – старый кот, который метит все стены. За таким животным почище, чем за бабушкой, необходим уход, иначе от запаха можно задохнуться.
Вот и задыхаются – уже несколько лет – все соседи от пятого, где живет пенсионерка, до третьего этажа. И рассказывают, что лужи мочи стоят в квартире от дивана до середины комнаты – у старушки старческое недержание, у кота – природные инстинкты.
– Женщина, которая ухаживает за Галиной Васильевной, – считают соседки, – только создает видимость ухода. Не кормит ее должным образом, не моет, ни разу мы не видели, чтобы белье на балконе сушилось или она с собой какие-то большие сумки выносила. Сколько мы вещей Галине передавали – ничего на ней не видим. А сейчас и не знаем, как она живет. Раньше постоянно ходили, ухаживали, подкармливали, сейчас нам туда хода нет. Всех отвадила «родственница». Жалко Галину очень. С ее слов знаем, что квартиру она давно «отписала» одной из славянских родственниц покойного мужа. Ну, как можно проведывать немощного старого человека, который еле передвигается с палочкой, два раза в неделю? Да ее только переодевать надо несколько раз в день, а она и к памперсам не приучена, все под себя да в постель. А сама себя она уже не обслужит. Ей не соцработник нужен, а опекун.
В прошлом году соседи обращались с коллективным письмом в управляющую компанию «Хасан Сервис ДВ», писали, что за соседкой нет должного ухода, что «проживает она в антисанитарных условиях, практически не передвигается по квартире и не может за собой ухаживать, при этом имеет кота, которого не выпускают на улицу. Из-за этого нарушаются права всех соседей и не соблюдаются правила пользования жилыми помещениями в многоквартирном доме». Действенных мер предпринято не было. За исключением того, что после жалобы соседей пенсионерку помыли, поменяли белье. Обращались они также к бывшему главе Славянского поселения – все по-прежнему, исключая отношение родственницы к соседкам. По ее мнению, высказанному нашему корреспонденту, народ в доме очень нехороший, злой, особенно старшая по дому.
Нашему корреспонденту родственница поведала, что приходит к бабушке часто, еду ей носит, что та не съест, убирает в «хрущевский» холодильник под окном (и летом тоже). Моет ее в тазу, потому что в ванну она ее не поднимет. Чего там поднимать – у старушки бараний вес, вдвоем бы с кем-нибудь справилась, дети и племянники есть в Славянке.
О социальном работнике жильцы дома высказались корректно и без эмоций: ходит давно, регулярно, свои обязанности выполняет по «нормативу», что им там положено, бесплатно делать: за лекарствами сходить, покормить, продукты купить и другое, что у них бесплатно из услуг. В отделе социального обслуживания населения по Хасанскому району о социальном работнике, приставленном к Галине Васильевне, отозвались как о работнике ответственном, опытном, заботливом в отношении своих подопечных. Уточнили, что она посещает пенсионерку два раза в неделю, а при необходимости – чаще. Но почему-то саму подопечную в отделе соцобслуживания охарактеризовали как дееспособную и очень позитивную. Может, человек так быстро сдал после последнего визита комиссии?
Сегодня соседи вновь собирают подписи, чтобы в очередной раз отправить письмо в управляющую компанию или еще куда-нибудь, чтобы привлечь внимание управляющей компании, государственных органов, общественности к проблеме одинокой старости. А одна из соседок, очень активная и «продвинутая» в плане пользования гаджетами пенсионерка, всерьез намерена, если никто не откликнется на их призыв, обратиться в департамент социальной защиты населения Приморского края и департамент здравоохранения.
Дарья ПОЛЯНСКАЯ.