Жители северной части Хасанского округа выступают против расширения к морю охранной зоны заповедника «Кедровая падь». Поводов для этого более чем достаточно.
Экология против людей?
Разговоры о расширении заповедника ведутся не первый год. Но по-настоящему этим вопросом стали заниматься только в конце прошлого года. Такая перспектива привела к протестам жителей поселка Приморского, села Перевозного и других близлежащих населенных пунктов.
Корреспондент газеты «Хасанские вести» провел опрос среди местных жителей. Многие сходятся во мнении, что они лишатся нормальных условий для жизни. Причем, это касается не нескольких человек, а нескольких населенных пунктов. Люди опасаются, что им не дадут заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Они не хотят жить в постоянном страхе за себя и свой скот, ведь за любое нарушение правил последует наказание. Любые ограничения на ведение деятельности или свободное перемещение в границах своего населенного пункта может способствовать оттоку людей из отдаленных поселков, особенно трудоспособного населения.
Не стоит забывать, что заповедная территория имеет особый статус, который подразумевает запрет на строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых объектов.
Таким образом, после расширения охранной зоны Хасанский округ в этой его части не будет иметь возможности полноценно развиваться и привлекать инвестиции. Проблемным будет и размещение вблизи заповедника в границах планируемой расширенной охранной зоны газового терминала в бухте Перевозной, который бы обеспечил местное население рабочими местами.
По мнению людей, «радеющим» за экологию представителям экоорганизаций безразличны развитие этих поселков и нужды населения в целом. Как будто заповедник живет своей, отдельной от округа, жизнью в угоду узкому кругу лиц.
Этого нельзя допустить
Наталья Иванова, село Безверхово:
– К расширению охранной зоны заповедника «Кедровая падь» отношусь отрицательно, и это мнение большинства. Мы и так не можем за грибами ходить, куда ходили раньше, теперь это «их» зона. Любим отдыхать на речке, ловить рыбу на удочку как местные жители, теперь и это будет для нас недоступно? К тому же, особой защиты и заботы о местном населении от сотрудников заповедника мы не ощущаем – тигры ходят по деревне, собак наших едят.
Марина Васнецова, село Безверхово:
– Я внимательно изучила эту инициативу, и у меня появилось много вопросов и непонимания. Во-первых, сразу назревает проблема обеспечения дровами. Люди собирают сушняк, этим и отапливаются в зиму. Как теперь это дело будет в заповедной зоне, не понятно. Пусть тогда выделяют лесосеку для местных жителей.
Вторая проблема – сбор ягод и грибов. На это понадобится пропуск или вообще нельзя будет пересекать границы заповедной зоны? В таком случае, я считаю, это ущемляет права жителей, которые не могут пользоваться дарами земли, на которой живут.
Третье, не понятно, зачем им нужна береговая полоса? Для заказника это вообще не актуально. Перевозное – село и так небольшое, и захват всего населенного пункта лишит его перспектив развития. Я думаю, что здесь прослеживается чей-то коммерческий интерес. Авторы этого проекта не доказали целесообразность захвата береговой полосы. Я высказалась «против» на портале голосования.
Юрий Александрович Тихомиров, депутат Думы Хасанского муниципального округа, житель Приморского:
– Увеличение охранной зоны заповедника не принесет желаемого результата, а только усугубит экономическое и социальное положение Приморского и Перевозного. Они превратятся в место для комфортной жизни животных, но не людей.
Приморский и так окружен, с одной стороны – заповедником, с другой – заказником. Многие местные жители держат скотину, которая является единственным источником существования. Она должна где-то пастись, а это приведет к очередным конфликтам с сотрудниками заповедника.
Как бывший глава Приморского поселения могу сказать, что данная организация не держит своих обещаний, и их новые планы еще больше стеснят и ограничат местное население. Этого нельзя допустить. Нужно создавать условия не для того, чтобы леопард здесь жил, а чтобы люди жили совместно с леопардом.
Анна Анатольевна Левакова, социальный работник, село Перевозное:
– Конечно, я против. У нас много пожилых, которым тяжело дойти до моря, возим на машине, а теперь получается нельзя? Машины будут изымать у береговой линии. Тогда будем ходить по строго отведенным тропинкам, ни шагу влево, ни шагу вправо – ни ягоды-грибы собрать, ни на рыбалку сходить, ни отдохнуть у речки.
Мы свою природу любим и бережем. Моя подопечная бабушка 70-ти лет – любительница рыбалки. Для нее это чуть ли не единственное удовольствие в жизни. Они хотят ее лишить этого? Мы желаем свободно дышать и ходить по своей земле, не боясь завернуть нитуда.
Марина Васильевна Стаценко, староста села Перевозное:
– Если произойдет расширение охранной зоны, то затормозится развитие нашего поселка. И так многое для нас недоступно, потому что окружены заповедником, а будет вообще все «закрыто». Жители села против, и высказали свое мнение, проголосовав на сайте. Но мы не думаем, что наше мнение будет учтено, если кто-то наверху уже решил расширяться. Поэтому намерены написать коллективное письмо губернатору, в прокуратуру, чтобы нас кто-то услышал.
Юлия ЯКИМЕНКО.