Фронтовик. Коммунист. Приморец

Александр Иванович Гаманюк

«В послевоенные годы многие озлобились, но только не он. Александр Иванович сохранил добродушие и человеколюбие. До последних минут жизни он оставался коммунистом, патриотом и защитником Отчизны», – таким запомнился Александр Иванович Гаманюк своей родственнице Елене Деминой.

Хотел на фронт
Он родился 12 сентября 1924 года в селе Барабаш. Там провел свое детство, отучился в школе и призывался на фронт. Когда на западе страны начались военные действия, Александр перешел в десятый класс. Юноша добровольно отправился в военкомат, но из-за возраста Александра оставили на гражданке. Однако в школу Александр не вернулся, считал неуместным сидеть за партой в это неспокойное время. Пошел работать в пекарню учеником пекаря, пока не получит возможность призваться.
Но вернуться к учебе все-таки пришлось. На этом настоял школьный учитель Сергей Иосифович Свирко, о котором в дальнейшем Александр вспоминал с уважением и благодарностью. Преподаватель русского языка и литературы (лично знакомый с поэтом Маяковским) привил юноше не только любовь к своим предметам, но и помогал мудрыми советами, был хорошим наставником и товарищем. По совету педагога Александр стал инспектором районо, ездил на казенном велосипеде по району и вел политработу с населением, направленность которой диктовала война. Когда он вновь пришел в райвоенкомат, за его плечами были поступки и действия во благо страны, а не просто юношеское стремление. В военкомате одобрили упорство Александра Гаманюка, и на службу многочисленная семья и друзья провожали новобранца с гордостью, от всего сердца.
Пепелище Курска
До фронта Александр Гаманюк доехал не сразу. В Хабаровске он надел форму курсанта пехотного училища и полтора года проходил обучение. В марте 43-го года хабаровские курсанты-пехотинцы погрузились в теплушки и отправились на запад.
В эшелоне они меньше всего думали о смертельной опасности, которая их ждала. Каждый стремился поскорее стать защитником Отечества, как на расклеенных повсюду плакатах. Хотели посмотреть Москву, но эшелон проследовал мимо столицы. Конечной точкой был Курск, от которого к тому моменту практически ничего не осталось. Читая воспоминания Александра Ивановича, невольно содрогаешься от мысли, что творилось тогда в душе у дальневосточных курсантов.
«На триста шестьдесят градусов повернись, и всюду взору – сплошные развалины да гарь. Вот и все, что осталось от старинного русского города. Тут поневоле притихнуть, когда увидишь на обгорелых деревьях чьи-то внутренности… С Курска мы и начали…», – вспоминал этот день Александр Гаманюк.
Он вошел пополнением в часть, которая уже побывала в яростных боях, сразу в гвардейцы. Был бронебойщиком в противотанковом артиллерийском дивизионе, вторым номером в противотанковоружейном расчете. Впереди было лето 43-го, а вместе с ним и знаменитая Курская битва. Как писал в своих записках Александр Иванович, в то время под Курском происходили страшные события. Неимоверную мясорубку во время боев красноармеец запомнил на всю жизнь в мельчайших подробностях.
Первым номером в расчете Александра был приморец Федор Касьяненко, который призывался несколько раньше из Шкотово. Из своего противотанкового оружия земляки старались сделать заслон немецкой боевой технике, и у них хорошо получалось попадать по танковым боезапасам врага. Но воевать вместе им довелось недолго, в одном из боев Федор получил ранение и был направлен в санбат. Александр стал в своем боевом расчете первым номером и подбил еще два гитлеровских танка, за что Гаманюка представили к награде – ордену Отечественной Войны первой степени. Он искренне хотел идти в бой коммунистом и просил принять его в партию.
Стать коммунистом
Не одну попытку пришлось сделать Александру Ивановичу Гаманюку, чтобы вступить в партию. Сослуживцы уже были готовы поздравлять его с вручением партбилета, когда парня ранило при минометном обстреле. От разорвавшейся мины попало несколько осколков – в руку, под лопатку и в лицо. Оперировали пострадавшего в санбате.
Поправившись, Александр Гаманюк вернулся на фронт, уже не в гвардейский, а в стрелковый полк, в взвод разведки. На календаре – осень 43-го года, место боевых действий – белорусские земли у Гомеля. В первый выход в немецкий тыл Александру отвели место в группе отвлечения. Несмотря на еще не затянувшиеся ранения, Александр Иванович шел в каждый выход группы и самоотверженно брал огонь на себя. В разведвзводе Александр Гаманюк получил медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды.
Когда он опять хотел написать заявление в партию, его остановила разрывная немецкая пуля, угодившая прямо в живот. Лежа на кровавом снегу между своими и немцами, Александр вспоминал свой далекий Барабаш, дом, школу, гипсовый бюст Пушкина в классе. Те, кто бежал мимо, считали его мертвым. Не успел опомниться фашистский пулеметчик, как Александр рванул за ствол большого дерева и тут же рухнул. Отсюда до своих было ближе.
После нескольких месяцев в госпитале Александр Гаманюк вернулся на фронт и попал в тот же самый артиллерийский дивизион, в котором когда-то начинал воевать под Курском. Когда он заводил разговор об очередной попытке вступления в партию, некоторые товарищи его отговаривали – слишком рискованно испытывать судьбу. Но Александр настоял на своем, и под Белостроком его приняли в ряды ВКП(б) и вручили партбилет. Жажда жизни оказалась сильнее пуль. О его дальнейших фронтовых дорогах свидетельствуют медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».
Жить здесь и сейчас
Александр Иванович Гаманюк был демобилизован 12 марта 1947 года в звании старшего сержанта. Наступила мирная жизнь, и он поступил в Воронежский государственный пединститут, на специальность история и обществознание. Закончив, устроился в воронежскую газету «Молодой коммунар», затем в газету «Коммуна». Работая литсотрудником, он подружился с профессионалами своего дела, в числе которых был телеведущий программы «В мире животных» Василий Песков. Когда по семейным обстоятельствам Александр Иванович вернулся в Хасанский район, он работал в районной газете «Приморец» в должности литсотрудника отдела сельской жизни.
Александр Иванович Гаманюк умер 4 августа 1994 года в поселке Славянка. Из «старой гвардии» его помнят не только бывшие сотрудники «Приморца», но и все, кто знал. Память об Александре Ивановиче бережно хранит его родственница Елена Васильевна Демина. Александр Иванович приходился дядей ее супругу, был близким другом семьи.

Александр Иванович был вдохновителем моего мужа, – вспоминает Елена Васильевна. – Супруг писал стихи, и некоторые из них были опубликованы в газете «Приморец» не без участия Александра Ивановича, который передавал мужу свой опыт и воспитывал в нем вкус к литературе. Я запомнила Александра Ивановича человеком приветливым, скромным, интеллигентным, демократичным и современным для той поры. У него было потрясающее чувство юмора. Александр Иванович оставался коммунистом до мозга костей, любил свою Отчизну и был настоящим патриотом. Он не чувствовал старости, любил общаться с молодежью. После всего пережитого в нем горело желание жить здесь и сейчас.
Екатерина МЕДНОВА.

Вам также может понравится

Your email will not be published. Name and Email fields are required